Сначала – несколько цитат:
"Подводная
лодка "С-13" под командованием капитана 3 ранга А.И.Маринеско
30 января
9
февраля та же подводная лодка "С-13" потопила пароход "Генерал Штойбен" водоизмещением в 14 660 тонн. За боевые
успехи в этом походе подводная лодка "С-13" была награждена орденом
Красного Знамени."
Вот и все, что говорится о достижениях Маринеско
в "Истории Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945",
том пятый, стр. 230. Воениздат, 1963. Обратите внимание на слова "6
тыс. человек" и "пароход".
А вот что написал в книге "Капитан дальнего
плавания" (изд-во "Советский Писатель", 1984, стр. 4) А.Крон:
"30 января 1945 года подводная лодка
"С-13" под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила в районе Штольпмюнде
гигантский лайнер фашистского флота "Вильгельм Густлов"
водоизмещением 25 484 тонны, на борту которого находилось свыше семи тысяч
эвакуировавшихся из Данцига под ударами наступающих
советских войск фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей
нацистской элиты, палачей и карателей. На "Густлове", служившем до выхода
в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше трех тысяч
обученных подводников - примерно семьдесят экипажей для новых подлодок
гитлеровского флота. В том же походе Маринеско
торпедировал большой военный транспорт "Генерал Штойбен",
на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта."
А теперь "Большой Энциклопедический Словарь",
1997, стр. 692:
"МАРИНЕСКО
Ал-др Ив. (1913-63), моряк-подводник, капитан 3-го
ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посм.). В Вел. Отеч. войну, командуя
подводной лодкой "С-13" (1943-45), потопил в р-не Данцигской
бухты 30 янв. 1945 нем. суперлайнер "Вильгельм Густлов" (имевший на борту св. 5 тыс. солдат и
офицеров, в т. ч. ок. 1300 подводников) и 10 февр. –
вспомогат. крейсер "Генерал Штойбен"
(св. 3 тыс. солдат и офицеров). После войны работал в Ленингр.
пароходстве, затем на з-де."
Не правда ли – интересно: сначала на "Густлове" согласно официальной советской историографии
было 6 тысяч ЧЕЛОВЕК, затем у Крона стало 7 тысяч ФАШИСТОВ, среди
которых аж свыше 3 тысяч подводников, и наконец
снова в официальном источнике – 5 тысяч солдат и офицеров, среди которых
при этом только 1300 подводников?
Что касается "Штойбена",
называемого в советских источниках то пароходом,
то крупным военным транспортом, то вспомогательным крейсером (а Крон в
своем опусе называет его и просто крейсером,
т.е. настоящим боевым кораблем), то вспомогательными крейсерами германцы
называли зачисленные в состав ВМФ гражданские суда, вооруженные 5-7 орудиями.
Однако "Штойбен" не был
и вспомогательным крейсером. Таковых в составе Кригсмарине
(ВМФ Германии) было 11 штук, они выполняли задания по крейсированию
в океанах для захвата грузовых судов противника. А "Штойбен"
был в 1938 году перестроен из грузового судна в круизный лайнер, во время Второй Мировой войны зачислен в состав ВМФ в качестве
плавучей казармы (как и круизный лайнер "Вильгельм Густлов"),
а с 1944 "Штойбен" стал судном для
перевозки раненых.
Кто же и когда первым заговорил о гигантском уроне немецких
вооруженных сил, нанесенном Маринеско?
По-видимому, это адмирал И.С.Исаков, который в 1965 году в
статье в журнале "Советский Союз" (предназначавшемся для пропаганды
коммунизма за рубежом) написал:
"…героическим
подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является беспримерный
успех атак подводной лодки "С-13"."
Не знаю, кто первый запустил в оборот байку об
объявлении Маринеско личным врагом Гитлера и о
трауре после потопления "Густлова".
На самом деле руководство Германии вообще не объявило о самом факте
потопления "Густлова".
Впрочем, несомненно, что действительно ни одно другое столь
малочисленное подразделение, как экипаж подводной лодки С-13, не уничтожало за
один раз столь большое число германских граждан. Даже во время знаменитой
бомбардировки Дрездена, когда было убито 25 тысяч жителей, в этом участвовали
несколько тысяч летчиков.
Однако ни тогда, ни после потопления "Густлова" траур не объявлялся – эти потери
немецкое руководство не афишировало, чтобы не давать
повод для паники среди населения Германии.
Так кого и сколько утопил Маринеско?
Детальные цифры о находившихся на борту "Густлова" таковы:
918 военных моряков, 373 из женской
вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских
моряков) и 4.424 гражданских беженцев. Всего 6.050, из них 1.453 военнослужащих.
Большинство из этих военнослужащих – 918 – действительно
подводники. Но большинство из них – не "обученные", как написал Крон,
и уж тем более не "асы", как утверждается в некоторых других
советских источниках, а салаги из учебки.
Кроме 6.050 человек, внесенных в списки, на борт "Густлова" возможно удалось попасть еще до 2 тысяч
гражданских беженцев. Всего было спасено 1.239 человек.
В результате потопления "Густлова"
погибло 390 моряков учебной дивизии подводных сил (из
них 16 офицеров, остальные – матросы-курсанты и
унтер-офицеры), 250 женщин-военнослужащих, а также 76 раненых военнослужащих.
Таков военный урон, нанесенный потоплением "Густлова"
– 716 военнослужащих.
При этом 737 военнослужащих (то есть почти 51% из
военнослужащих, находившихся на борту "Густлова")
были спасены. В том числе – спаслись 528 из 918 подводников.
Что касается утонувших в результате потопления "Штойбена" – то на нем действительно (как и написано в
советских источниках) было более 3 тысяч солдат и офицеров – 2680 раненых и 100 здоровых военнослужащих, 270 медперсонала,
а также 285 членов экипажа и около 900 беженцев. Всего было спасено 659
человек.
Итак, подводная лодка под командованием Маринеско нанесла в январе-феврале 1945 урон вражеской
армии. Но не столь огромный, как это стала представлять советская пропаганда с
середины 1960-х годов – якобы более 10 тысяч "отборных" солдат и офицеров.
Однако следует отметить, что экипаж подводной лодки С-13
действительно является рекордсменом военно-морских сил СССР по двум показателям
– тоннажу потопленных судов противника и по числу потопленных
военнослужащих противника (более 3 тысяч).